Механизм коммерческого кредита
Механизм проведения коммерческого кредита довольно сложен по своему содержанию и структуре.
Традиционныймеханизм коммерческого кредита предусматривает проведение вексельногокредитования. Плательщик (заемщик) предоставляет поставщику (кредитору)коммерческий вексель, в номинальную стоимость которого входит цена товара(работы, услуги) и проценты за предоставленный кредит. При этом поставщикпредоставляет плательщику право погашать платежи частями и в течениеопределенного времени (т.е. в рассрочку).
На практике, как уже отмечалось выше, может использоваться имеханизм коммерческогокредитования безоформления займа векселем.
В деформированноеэкономике при предыдущий оплате продукции возникает такой специфический видкоммерческого кредита, как кредит покупателя. Его механизм характеризуетсяпредоставлением коммерческого кредита покупателями поставщикам путемавансованих платежей (покупных авансов).
В развитых странахс 40-50-х годов XX ст. получил распространение новый механизм коммерческогокредитования, основой которого является предоставление кредита продавцамипокупателям путем простых записей стоимости проданных в кредит товаров пооткрытым счетом.
Современныймеханизм коммерческого кредита характеризуется сочетанием меж фирмовых расчетови кредитования по открытым счетом. Такие расчетно-кредитные отношения (такназываемый фирменный кредит) особенно активно используются в международныхэкономических связях.
В отличие оттрадиционного современный механизм коммерческого кредита отражает принципиальноновый уровень кооперационных промышленных отношений: расширение прямыхдолгосрочных хозяйственных связей, охватывающих все большее количествопредприятий (фирм), которые попеременно выступают в роли продавцов ипокупателей. Вексельная форма коммерческого кредита в этих условиях теряет свойэкономический смысл. Возникает необходимость регулярного осуществлениявзаиморасчетов между предприятиями (фирмами) за взаимными (встречным) итоварными поставками путем сочетания кредитования и расчетов по открытымсчетом.
Распространен вмировой экономике и внутришньокорпорацийний коммерческий кредит, которыйпредоставляется транснациональными корпорациями (ТНК) своим филиалам в видерассрочки платежа за товарные поставки.
Современныевиды коммерческого кредита более простые по технологии осуществления.Вексельные же операции являются трудоемкими и сложными по своему содержанию.
Современныймеханизм коммерческого кредита включает в себя систему "Сконто", тоесть торговые скидки с покупной цены товаров. "Сконто" используетсяпри оплате стоимости товаров в течение определенного срока после выпискисчетов, заранее оговаривается в контрактах.
Производители(продавцы) постоянно ищут новые механизмы и технологии коммерческого кредита,чтобы обеспечить бесперебойную реализацию своих товаров (услуг, работ).Конкретные условия коммерческого кредитования зависят от конъюнктурыопределенного товарного рынка. Так, на мировом рынке с расширением экспортамашин и сложного оборудования новым явлением стало удлинение сроков ихкоммерческого кредитования. Долгосрочные кредиты в таком случае предоставляемыхпродавцом покупателю на основе банковских гарантий.
К нетрадиционныхмеханизмов коммерческого кредита в хозяйственной практике относят кредитованияпо контракту типа "франчайзинг". Франчайзинг - этофинансово-кредитная операция, связанная с обеспечением прибыльной деятельностималого бизнеса; это лицензия крупного и известного предприятия (фирмы) мелкомупредпринимателю на продажу продукции или оказание услуг под его маркой(товарным знаком).
Плата за лицензию(франшизу) может быть прямой - в виде определенной денежной суммы (роялти) иликосвенной - в форме обязательства покупать те товары или услуги, с которыхвладелец лицензии имеет коммерческий интерес. В Украине успешно действуют такиефранчайзинговые сети, как "Кока-кола", "Кодак-Экспресс","Дока-Пицца" и др.
Одним из новыхвидов коммерческого кредита является форфеитинг, который используется длякредитования внешнеторговых операций. Форфеитинг - это кредитование экспортерапутем покупки векселей или других долговых обязательств; это специфическийметод трансформации коммерческого кредита в банковский.
Продавцом прифорфейтингу выступает экспортер, который поставил товар и стремится инкасуватырасчетные документы импортера с целью получения денег. Покупателем(форфейтером), как правило, является банк или отдельная специализированнаяфирма. Форфейтер берет на себя долговые обязательства импортера за минусомпроцентов на весь срок, на который они выписаны.
Совершенствованиемеханизма коммерческого кредита направлено на наиболее стимулирование продажи(реализации) товаров (услуг, работ).
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка подписчиков