Кредитная система страны (сущность, функции и роль в экономике страны)
Понятие«кредитная система страны» имеет двойное толкование. В узком смысле слова кредитная система страны представляет собой совокупность кредитных учреждений банковского и не банковского типа, например, ломбардов, кредитных союзов и др.
Вшироком смысле слова кредитная система представляет собой совокупностьзаконодательно обозначенных и субординированных кредитных учрежденийбанковского и небанковского типа, функционирующих на основе кредита иформирующих кредитные отношения в стране. В рамках кредитной системырассматривают банковскую систему как совокупность только банков. Небанковскиекредитные учреждения, не выполняя третьего вида базовых банковских операций —расчетов, не относятся к банкам. Поэтому они не входят в состав банковскойсистемы. Однако, так как небанковские кредитные учреждения также осуществляюткредитные операции и, прежде всего, ссудные операции (хотя и депозитныеоперации не чужды небанковским кредитным учреждениям), то они также формируют встране кредитные отношения и в этой связи относятся к кредитной системе страны.Из этого следует, что понятие «кредитная система» значительно шире понятия«банковская система» и по своему составу и строению и по объему и характерукредитных операций. Поэтому неправомерно отождествлять банковскую систему скредитной системой страны.
Уместноотметить, что так как небанковские кредитные учреждения не посредничают врасчетах между своими клиентами, то они, соответственно, не имеют и корреспондентскихсчетов, необходимых банкам, именно, для выполнения этой важной банковскойоперации — посредничества в расчетах своих клиентов.
Соответственно,банки открывают друг другу корреспондентские счета, через которые они и имеютвозможность переводить денежные средства из одного региона страны в другой,выполняя поручения своих клиентов. Кроме того, все коммерческие банки имеют вцентральном банке страны, как в банке банков, свои корреспондентские счета,выполняющие роль текущих счетов коммерческих банков в НБУ. Небанковскиекредитные учреждения открывают в соответствующих коммерческих банках своитекущие счета, на которых они могут хранить привлеченные средства. Такимобразом, с одной стороны, взаимоотношения между всеми участниками кредитной системыстраны тесно взаимосвязаны. С другой же стороны, по характеру этихвзаимоотношений их можно объединить в три разных, но взаимоподчиненных(субординированных)
группы,находящиеся на разных уровнях своего функционирования. На первом уровненаходится центральный банк, являющийся «банком банков» и осуществляющийметодическое и методологическое обеспечение, контроль и надзор за деятельностьювсех участников кредитной системы страны. На втором уровне находятсякоммерческие банки, открывающие свои текущие (корреспондентские) счета, как вцентральном банке страны (как в «банке банков») так и друг у друга. И, наконец,на третьем уровне находятся небанковские кредитные учреждения, открывающие своитекущие счета только в соответствующих (чаще всего по территориальномупризнаку) коммерческих банках. Из этого следует, что кредитная система страны,как правило, трехуровневая.
Уместноотметить, что в каждой стране ее кредитная система имеет свои особенности. Этиособенности могут касаться центрального банка (например, в США функциицентрального банка выполняет ФРС, состоящая из 12 федеральных штатных банков),а могут касаться третьего уровня кредитной системы — небанковских кредитныхучреждений, которые могут весьма и весьма отличаться по своему составу иколичеству. Однако, в любой стране с рыночной экономикой характервзаимоотношений между третьим и вторым, и между вторым и первым уровнямисистемы остается неизменным, также как и внутри второго и третьего уровней. Какправило, отличительные черты кредитных систем разных стран наиболее яркопроявляются в составе третьего уровня — в составе небанковских кредитныхучреждений.
Кредитнаясистема Украины состоит из трех уровней. На первом уровне находится центральныйбанк страны, определяющий всю кредитную политику страны и, соответственно,режим (порядок) деятельности коммерческих банков и небанковских кредитныхучреждений. На втором уровне находятся коммерческие банки всех видов. Натретьем уровне находятся кредитные учреждения небанковского типа.
Междунебанковскими кредитными учреждениями и коммерческими банками (вторым и третьимуровнями системы) существует тесная взаимосвязь, обусловленная тем, чтонебанковские кредитные учреждения обслуживаются коммерческими банками и потомупоследние, для выполнения расчетно-кассового обслуживания небанковскихкредитных учреждений открывают им текущие счета. Вместе с тем между звеньямитретьего уровня отсутствует прямая связь, так как они осуществляют между собойрасчеты только через посредничество банков, которые, в отличие от небанковскихкредитных учреждений, открывая друг другу корреспондентские счета,устанавливают тем самым прямую связь друг с другом. Второй и первый уровенькредитной системы, т. е. коммерческие банки и центральный банк, такжевзаимосвязаны друг с другом через корреспондентские счета, открываемыецентральным банком коммерческим банкам. При этом центральный банк (НБУ) как«банк банков» имеет возможность осуществлять, по поручению своих клиентов —коммерческих банков их расчетно-кассовое обслуживание.
Банки инебанковские кредитные учреждений представляют собой единую кредитную[5]систему страны. Ведущее место в этой системе занимает центральный банк страны,осуществляющий регулирование, методическое обслуживание, контроль и надзор задеятельностью банков и небанковских кредитных учреждений. Вместе с тем,основное место в кредитной системе занимают коммерческие банки, которыеобслуживают процессы создания и потребления ВВП, предоставляя комплексбанковских услуг физическим и юридическим лицам.
Видноеместо в кредитной системе любой страны, в том числе и Украины, занимают инебанковские кредитные учреждения, выполняющие некоторые из банковских функцийи существенно потеснившие банки в мобилизации денежных доходов и сбереженийнаселения и превращении этих доходов в ссудный капитал. Небанковские кредитныеучреждения могут оказывать целый ряд специализированных услуг, которые не могутпредоставлять коммерческие банки, например, услуги населению, оказываемыеломбардами, страховыми компаниями и т. д. Поэтому небанковские кредитныеучреждения безусловно представляют собой относительно самостоятельный уровень(или звено) кредитной системы страны, что дало основания некоторым авторамотносить небанковские кредитные учреждения к отдельной парабанковской системе(в рамках кредитной системы страны).
Однакограницы использования кредита в сфере функционирования небанковских кредитныхучреждений значительно уже границ использования кредита в сферефункционирования коммерческих банков и, к тому же, деятельность небанковскихкредитных учреждений невозможна без деятельности коммерческих банков,осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание небанковских кредитныхучреждений.
Другимисловами сфера функционирования небанковских кредитных учреждений, иерархическизависима от функционирования коммерческих банков, хотя представляет собойобособленный институциональный уровень кредитной системы.
Поэтомуимеется достаточно оснований выделять сферу функционирования небанковскихкредитных учреждений именно в самостоятельный уровень (а не подсистему) кредитнойсистемы, что целиком и полностью оправдывается иерархическим строением уровнейкредитной системы в рыночной экономике.
Функциикредитной системы. Первые упоминания о функциях кредитной системы (а небанков!) находим в советской экономической литературе, хотя в силу объективныхпричин[6], рассмотрение функций кредитной системы СССР было сведено к простомуперечислению функций Госбанка и видов деятельности двух других банков.
К томуже, д-р экон. наук, проф. Иконников В. В., говоря о функциях кредитной системыстраны с нерыночной экономикой, не мог дать характеристики функций самойсистемы, полностью централизованной и подчиненной Верховному Совету и СоветуМинистров СССР. Именно по этим причинам проф. Иконников В. В. в учебнике«Финансы и кредит СССР» (под рук. д-ра экон. наук, проф. Лаврова В. В.)отождествляя функции кредитной системы с функциями входящих в нее банков,перечисляет именно функции банков, а не кредитной системы.
Напостсоветском пространстве впервые функции кредитной системы изложил д-р экон.наук, проф. Савлук М. И., отмечая при этом, что функции банков (центрального икоммерческих) отличаются от «...функций банковской системы как самостоятельнойструктуры...», не исключая возможности возникновения некоторых функцийкредитной системы (как самостоятельной структуры), из функций отдельных банков(центрального или коммерческих).
Однако,в связи с тем, что функция отражает специфические глубинные стороны сущностипредмета, а функции целого качественно отличны от функций составляющих егочастей, на наш взгляд, нельзя подменять функции кредитной системы функциямивходящих в нее банков (и небанковских кредитных учреждений).
Кредитнаясистема страны в рыночной экономике выполняет следующие функции:
—функцию расширения денежного предложения в стране (или, что то же самое,функцию увеличения денежной массы и ссудного капитала);
—функцию создания и функционирования рынка ссудных капиталов.
Функциярасширение денежного предложения в стране — представляет собой способностькредитной системы мультипликативно расширять денежное предложение в стране, вто время как отдельно взятый банк выполняет функцию только создания новыхкредитных денег (в пределах своих избыточных резервов). Можно сделать вывод,что нельзя автоматически переносить функции коммерческих банков (как отдельныхсоставляющих целостный организм) на кредитную систему страны каксамостоятельную структуру. Именно, по этой причине функция кредитной системы —«расширение денежного предложения в стране» присуща только кредитной системекак самостоятельной структуре.
Всистеме же с одним банком (в моносистеме) функция «расширения денежногопредложения в стране» утрачивает свой смысл.
Уместноотметить, что отдельными авторами среди функций кредитной системырассматривается функция создания платежных средств и регулирования денежногооборота (так называемая, эмиссионная функция), содержание которой «...состоит втом, что банковская система оперативно изменяет массу денег в обращении,увеличивая или уменьшая ее в соответствии с изменениями спроса на деньги.Другими словами, банковская система управляет предложением денег»[7].
Вданном случае следует вспомнить о том, что денежное предложение (М3) состоит изналичных денег и безналичной денежной массой. К тому же эмиссия наличных денег— это функция центрального банка, а создание новых кредитных денег — функциякоммерческих банков. Таким образом, налицо отождествление функций частей целого(т. е. банков как составляющих частей кредитной системы) с функциями целого (сфункцией кредитной системы как самостоятельной структуры).
Что жекасается функции кредитной системы, то ей присуща способность именно красширению денежного предложения, неосуществимая в системе с одним банком (вмоносистеме).
Последнее,по сути, признается авторами рассматриваемой функции, отмечающими, что «.Каждыйотдельный банк потенциально способен принимать участие в формированиипредложения денег И только система может определить границы этойдеятельности.», т. е. границы расширения денежного предложения.
Однако,денежно-кредитное регулирование или, что то же самое, управление денежнымпредложением (его расширение и сокращение) относится к одной из функцийцентрального банка, а никак не к кредитной системе в целом. К тому же, в силуналичия ряда недостатков денежно-кредитного регулирования, далеко не всегдакредитная система «подчиняется» предоставленным ей центральным банкомвозможностям расширять (сужать) денежное предложение, для чего достаточновспомнить соотношения нормативного и фактического денежных мультипликаторов.Соответственно, вряд ли можно согласиться с тем, что содержание функциикредитной системы (создание платежных средств и регулирования денежногооборота) как самостоятельной структуры, отражает ее (кредитной системы)способность регулировать денежный оборот.
Заслуживаетвнимания и такая функция кредитной системы как самостоятельной структуры —обеспечение стабильности банковской деятельности и денежного рынка,предлагаемая отдельными авторами. По их мнению содержание этой функциипроявляется двояко: «. в принятии ряда законов и других нормативных актов,регулирующих деятельность всех ее (банковской системы, Л. Р.) звеньев < и> в создании действенного меха
низмагосударственного контроля и надзора за выполнением этих законов и задеятельностью банков вообще.»
Однакопринятие законов — вообще вне компетенции кредитной системы. Нормативные акты,регулирующие банковскую деятельность, издаются центральным банком страны,осуществляющим, соответственно, контроль и надзор за надлежащим выполнениемзаконов и нормативных документов. Поэтому вряд ли есть основания рассматриватьэтот вид деятельности кредитно-денежных властей (правительства и центральногобанка) как одну из функций кредитной системы.
Крометого, на стабильность банковской деятельности и денежного рынка оказываетслабое влияние существование кредитной системы, именно, как самостоятельнойструктуры. Вместе с тем, стабильность банковской деятельности и денежного рынкав условиях рыночных отношений зависит от комплекса причин. Например, таких какуровень и темп роста валового внутреннего продукта и национального дохода,уровень налогообложения в стране, наличие (отсутствие) дефицитагосударственного бюджета и государственного долга, наличие (отсутствие)ограничений на ряд видов деятельности, в том числе и банковской и др. причин.
Функциясоздания и функционирования рынка ссудных капиталов — представляет собойспособность кредитной системы формировать рынок ссудных капиталов, чего неможет выполнять отдельно взятый коммерческий банк, так как понятие «рынок»предполагает наличие не одного, а множества покупателей и продавцов и,соответственно, не один, а систему кредитных учреждений на рынке ссудныхкапиталов. К тому же, каждый отдельно взятый коммерческий банк выступает наэтом рынке в процессе мобилизации денежных поступлений, доходов и сбережений ипревращения этих мелких разрозненных депозитных сумм в ссудный капитал ипредоставления его в ссуды. Другими словами, отдельно взятый коммерческий банквыступает и как покупатель, и как продавец такого специфического товара, какимявляется ссудный капитал. И только в системе коммерческих банков и небанковскихкредитных учреждений, т. е. в кредитной системе страны создается рынок ссудныхкапиталов и его функционирование.
Уместноотметить, что в моносистеме с одним коммерческим банком отсутствует свободнаяконкуренция, спрос и предложение на ссудный капитал диктуется одним банком, вто время как кредитная система представляет собой атрибут рыночной экономики, вкоторой существует свободная конкуренция и, соответственно, рынок ссудныхкапиталов и коммерческая тайна. Поэтому, именно, кредитная система способна создаватьи организовывать функционирование рынка ссудных капиталов, а не простосуммировать трансформационный потенциал отдельных банков.
Поэтомутрудно согласиться с авторами трансформационной функции коммерческих банков,считающих, что и кредитной системе страны также присуща эта функция отдельныхбанков, пусть и на качественно новой основе «... более масштабной, болееглубокой, более завершенной и эффективной, чем сумма трансформационныхпотенциалов отдельных банков.».
Ролькредитной системы в экономике страны трудно переоценить, так как кредитнаясистема (наряду с финансовой системой) представляет собой наиболее активноезвено всей экономической системы страны. С помощью кредитной и финансовойсистем распределяется и перераспределяется валовый внутренний продукт инациональный доход страны, причем с помощью кредитной системы этоперераспределение осуществляется на возвратной основе.
Кредитнаясистема возникла как способ борьбы торгово-промышленного капитала сростовщическим. Борьба торгово-промышленной буржуазии против ростовщическогокапитала была обусловлена невыгодностью для предпринимателей использованияростовщических ссуд, по которым уплачивалась такая высокая плата, которая«съедала» всю или почти всю прибыль предпринимателей. Попытки законодательноограничить норму ссудного процента ни к чему не приводили, так как ростовщикипросто-напросто отказывались предоставлять ссуды под невыгодный им процент. Притаких условиях торгово-промышленная буржуазия стала объединяться в различныекредитные союзы, товарищества и т. п. кредитные организации (способствуясозданию ссудного, а не ростовщического, капитала), в рамках которых величинанормы ссудного процента регламентировалась, создавая тем самым материальнуюзаинтересованность предпринимателей в использовании ссудного капитала. Наряду скредитными союзами и другими кредитными организациями возникли коммерческиебанки и, как следствие, кредитная систе
ма, какспособ борьбы предпринимателей с ростовщиками. Не случайно К. Маркс отмечал,что «...Настоящий способ, применяемый промышленным капиталом для подчинениясебе капитала, приносящего проценты (ссудного капитала, Л. Р.), это — созданиесвойственной промышленному капиталу формы — кредитной системы».
Ролькредитной системы в экономике страны определяется теми функциями, которыевыполняет эта система.
Вфункции расширения денежного предложения в стране (увеличения денежной массы)кредитная система играет двоякую роль. С одной стороны, кредитная система, вособенности на краткосрочных временных интервалах, способствует росту реальногообъема производства. С другой стороны, роль кредитной системы при дальнейшемрасширениия денежного предложения выражается в создании сперва предпосылок, азатем и возникновении инфляционных процессов. При этом коммерческие банки, вопрекипредоставленному им центральным банком праву мультипликативно множить денежнуюмассу, устанавливают для себя внутренние пределы кредитования (см. Пределыинфляции), в то время как кредитная система может продолжать расширениеденежного предложения в стране.
Ролькредитной системы в функции создания и функционирования рынка ссудных капиталоввыражается в том, что благодаря наличию кредитной системы создаются подлинныеусловия для формирования рыночной экономики и свободной конкуренции, без чегорынок существует только формально. Кроме того, функционирование рынка ссудныхкапиталов материально стимулирует хозяйствующих субъектов и население квыгодному вложению своих временно свободных средств, именно, в те кредитныеучреждения, которые предлагают наиболее привлекательные условия для размещенияи хранения своих средств.
Функционированиерынка ссудных капиталов, создаваемое кредитной системой страны каксамостоятельной структурой в экономической системе, позволяет также материальнозаинтересовывать хозяйствующих субъектов и население в использовании рынкассудных капиталов, так как рынок предоставляет реальную возможность выборанаиболее приемлемых условия предоставляемых ссуд.
Этоозначает, что кредитная система страны как самостоятельная структура, способствуяфункционированию рынка ссудных капиталов, способствует также расширениюкредитования экономических процессов в стране как на производственные, так и напотребительские нужды, включая приобретение и строительство жилья.
Такимобразом кредитная система как самостоятельная структура экономической системыстраны играет немаловажную роль в экономической и социальной сферах жизниобщества.
[1]Обеспечивающих их держателям фиксированный доход в виде дивидендов, независимоот полученного финансового результата банка, но не дающих право голоса дляучастия в управлении банком. Вместе с тем, если банк ликвидируется, тодержателям этих акций возвращается их стоимости, но... после удовлетворениявсех требований кредиторов банка.
[2] Ане кредит, что сегодня очень часто можно встретить в специальной литературе.
[3] Ккоторым, помимо средств в кассе, относятся средства на корреспондентских счетахв других банках и средства по документам, принятым на инкассо.
[4] Содновременной защитой стоимости капитала от убытков и обеспечением адекватнойликвидности для осуществления своевременных выплат при наступлении их сроков.
[5] Чтозначительно шире, чем банковская система.
[6]Отсутствия в стране частной собственности на средства производства, наличия«...общегосударственного учета производства и распределения продуктов...»,централизованного планирования и валютной монополии, означающих, что в странесуществует административно-командная нерыночная экономика.